В нашу гавань не заходят корабли

Город с бухтыБольшинство владельцев рыбопромысловых судов, приписанных к Камчатке, с некоторых пор оформляют документы на экспорт рыбы не в родном порту, а в Приморье.
Когда-то в Петропавловске было два порта – морской торговый и морской рыбный. Теперь из названия последнего это ключевое слово - "рыбный" -  исчезло. Сегодня это просто "Камчатский морской порт". Соответственно изменились и предпочтения в номенклатуре перерабатываемых грузов.
Между тем, как и прежде, Камчатка держит первое место по вылову рыбы и других биоресурсов. В 2012 году, например,  улов камчатских рыбаков составил более трети в общем объеме добычи регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Доля приморцев - 27 процентов. Однако через порт Владивосток за рубеж отправляется 36 процентов рыбной продукции, в то время как через Петропавловск - лишь 29. И эту разницу обеспечивают как раз субъекты внешнеэкономической деятельности (общим счетом около 40), зарегистрированные на Камчатке.
- Причин тому несколько, в том числе и географический, - считает начальник таможенного поста "Морской порт Петропавловск-Камчатский" Олег Борисов. – Большая часть добычи осуществляется в Охотском море. Оттуда до Петропавловска не менее суток ходу. До сахалинских портов и до того же Владивостока путь короче.
Рыбаки же склонны винить в возникновении ситуации нерасторопность камчатских портовых служб.
- Здесь на оформлении приходящего флота работает только один наряд, что затягивает время досмотра, - говорит представитель одной из рыболовецких фирм Сергей Фомин. - Оперативные службы работают не круглосуточно, да еще и с выходными. То есть, если судно прибывает в порт после полуночи, его там никто не ждет. А у нас каждый час на счету. Флот должен работать без простоев, которые влетают фирме в копеечку. Говорят, у них не хватает людей. Но разве это наши проблемы?
Масштаб  и сложность решения вопроса становятся более понятными, если знать, что надзор за рыбаками осуществляют более 30 государственных органов, а чтобы зайти в порт и выйти из него, помощник капитана, сбиваясь с ног, должен собрать подписи и печати более чес под 500 различных справок, сертификатов, разрешений… Во Владивостоке, по свидетельству самих камчатских рыбаков, чтобы оформить документы на экспорт соответствующей партии рыбопродукции требуется, как правило, не более суток. К приходу судна в порт основная часть документов уже готова. В Петропавловске на эту процедуру порой уходит неделя. Жалуются капитаны и на не всегда обоснованные, на их взгляд, придирки проверяющих.

Судя по статистике, права пословица: рыба ищет, где глубже, а рыбак – где лучше. Так, если в 2009 году портовое оформление в Авачинской гавани прошли 573 рыбопромысловых и обрабатывающих судна, то в 2012-м эта цифра снизилась на 120 единиц. В нынешнем году, судя по итогам первого полугодия, преодолеть эту печальную тенденцию не удастся.

Добавить комментарий